понедельник, 17 августа 2015 г.

Измениться или умереть

Борис Куприянов
15 августа 2015 года в Екатеринбурге отмечали День города. На разных площадках проводились игры, конкурсы, концерты.
В ГЦСИ прошла встреча с Борисом Куприяновым, на которой я побывала вместе с нашими библиотекарями. В информационном листе, подготовленном организаторами встречи,  говорилось, что во время дискуссии о судьбе российских библиотек речь пойдет о возможных способах их развития. Упустить возможность поговорить на интригующую тему «Стокгольмский синдром библиотекаря, или Как научиться меняться российскому библиотекарю» было нельзя. Ведь наша библиотека как раз переживает не самый простой период – период перемен.

Определимся с понятиями
Стокгольмский синдром - термин популярный в психологии, описывающий взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата. Под воздействием сильного шока жертвы начинают сочувствовать своим захватчикам.  (Википедия)

В начале встречи Борис Куприянов размышлял,  подвержены ли современные библиотекари стокгольмскому синдрому. И если «да», то кто в этом виноват? Библиотекарь – «жертва» по отношению к кому? К людям? К руководству своего учреждения?  К власти? По мнению выступающего,  у современного библиотекаря есть некоторый комплекс жертвы, библиотекарь ставит себя в позицию оскорбленного. И это традиционная история для России: «Если мы посмотрим, как библиотекарь рассматривается в русской литературе, в кинематографе, то ничего хорошего мы не увидим. Кстати, если мы обратимся к зарубежным источникам, там образы библиотекарей другие».

Кто виноват?
Как так получилось, что библиотекари занимают сегодня еще более несчастную позицию, чем учителя или музейные работники? Библиотекари стали отделяться от мира. Наш переход от позиции просвещенческой на позицию охранительную – большая ошибка.

Что делать?
Основная функция библиотеки – чтение. Единственная наша профпригодность – это знание литературы, знание книг. Мы не можем похвастать тем, что прочитали все книги нашей библиотеки, но мы должны знать культурный контекст. Наш профессионализм - не в умении вести электронный каталог, не в знаниях мобильных приложений. Мы должны быть навигаторами в мире книг, мы должны учить людей читать, взаимодействовать с книгой.


15 комментариев:

  1. Несколько раздражало во время встречи стремление спикера делать обобщения по некоторым вопросам, по которым вряд ли можно делать категорические заключения. Например, что за "охранительная позиция"? Откуда он это взял? Что в московских библиотеках так обстоят дела, причём, только в некоторых, так как нам известно много других примеров, - это не показатель. Со всех точек зрения, и с чиновничьей, и с профессиональной библиотекарь заинтересован в притоке читателей, их регулярном посещении и выдаче им книг. Он должен выполнять государственное или муниципальное задание с очень напряжёнными цифровым показателями. А, значит, постоянно придумывать новое, вбрасывать нестандартные идеи, отслеживать умонастроения и т.д., т.е быть на гребне волны. Не станешь этого делать - никто не придёт, план не будет выполнен, а зарплата дана по минимуму. Мы же на эффективных контрактах. А функция просветительства традиционно с самого создания публичной библиотеки стоит на первом месте. И сейчас тоже, естественно получая новые ракурсы в каждый исторический период. Такое ощущение, что уважаемый метр затеял революцию не там, где надо. В рамках той СИСТЕМЫ, в которой существуют библиотеки, они не могут ничего радикально изменить (ну разве что ремонт шикарный сделать, как в Москве или Питере, если денег дадут), приспосабливаясь к тем условиям, которые есть. Например, не могут изменить ситуацию с комплектованием, отчётностью, даже "заказа" на социально важные темы - наркомания, патриотизм, правовое просвещение и т.д. Так и западные библиотеки работают по такому заказу, я привезла из США и Франции буклеты и флаеры из публичных библиотек, которые свидетельствуют об этом. Другой вопрос - как именно это делать - кондово, по-совковому, или творчески, интригующе. В итоге: мне было очень интересно слушать, когда Борис говорил о книгах и чтении. Да, он интеллектуал, эрудит, знаток книг, ярый приверженец чтения. Здесь у него можно многому поучиться. В этой сфере многие библиотекари по-прежнему довольно "тёмный народ", читают очень мало, и о большинстве книг узнают от своих читателей :) Но он думает, что библиотекари в силу своей ограниченности не хотят развиваться дальше, и не знают как. А вот он знает и покажет. А библиотекам мешает уже сама СИСТЕМА. Именно она тормозит действия даже самых прогрессивных специалистов. Мне так кажется, потому что за 35 лет я пережила много революций, некоторые устраивала сама. Много ошибалась, набила кучу шишек, перестала верить в революцию и действую по принципу: "Делай, что можешь, и будь что будет", потому что изменить мы можем только себя :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >> уважаемый метр затеял революцию не там, где надо
      Мэтр попытался делать революцию там где нужно - не получилось. Слишком большая и массивная система - задавила.

      >> как именно это делать - кондово, по-совковому, или творчески, интригующе
      Циферки в отчёте будут одни и те же? Если да, то только "прогрессоры" будут делать некондово. Остальным же "спасибо карман не греет".
      К сожалению нигде в отчётах нельзя отразить "имидж библиотеки в глазах локального сообщества" и о нужности библиотеки узнаётся при попытке её "оптимизировать" по реакции сообщества.

      Удалить
    2. Так ведь только "прогрессоры" и двигают мир вперёд. И их всегда при любой системе было страшно мало. А систему даже Е.Ю. Гениева, титан, каких нет больше, не могла переломить, но искала возможности действовать внутри неё.

      Удалить
    3. Мне кажется, что в речи Бориса Куприянова акцент на чтение и на работу с книгой сделан не случайно. Сегодня, когда в библиотеке бисероплетение и выращивание черенков преобладает над мероприятиями, посвященными чтению книг, нужно начинать задумываться о главной функции библиотеки. Да, проще пригласить к себе на мастер-класс по валянию валенок, чем построить беседу о книгах, победивших в какой-то премии. Цифры будут высокими. А что еще нужно? Но мне кажется, что мы (работники системы образования и культуры) виноваты в том, что читатели, которые приходят на встречи с писателями или на круглые столы, не прочитали книг, о которых пойдет речь. Почему такое стало возможно? В том числе потому, что мы создаем все условия для того, чтобы посетитель библиотеки расслабился и получил удовольствие во время шоу, которое устраивает библиотекарь. Б. Куприянов прав в том, что напоминает: "Чтение - это в первую очередь труд, а не развлечение". Хотя тут тоже можно поспорить, конечно. Чтение может быть и развлечением, и трудом. :)

      Удалить
  2. Быть навигаторами- хорошо, но когда нет каталога-в интернете "ключа" к фонду- печально. Странно видеть информацию о фонде на сайте ИРО?
    А.Сахапов

    Ключа движенье слышно еле-еле,
    Скольженье тихое, и вот,
    Уже стоите вы у цели,
    Магический творя круговорот.

    Замок и ключ, задача и решенье:
    Рубить с плеча, или искать ответ,
    Разгадывая слов предназначенье.
    Стихи на ключ похожи, разве нет?

    Двойное дно искать в словах не ново,
    И тайный смысл, сокрытый глубоко.
    Мы двери пониманья ищем снова,
    И ключ к двери, чтоб отворить легко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваш комментарий! Согласна с вами, без каталога нельзя иметь полную информацию о фонде. Речь идет о том, чтобы каталог не становился более важной работой, чем работа с читателями. Чтобы одно не затмевало другое.

      Удалить
    2. Но ведь многие каталоги предоставляют возможность иметь "веб-морду" к содержимому. Библиотеки имеют сайты. Я как-то озадачился просмотреть сайты библиотек на предмет доступа к электронному каталогу библиотеки через веб - список предоставивших был короток :(

      Удалить
    3. Но сейчас список библиотек, выставивших свой электронный каталог становится всё больше. По крайней мере, библиотеки стремятся к этому. Проблема в финансировании и приобретении ПО. Муниципальные библиотеки Екатеринбурга, например, получают финансирование сейчас только на коммуналку и зарплату. Всё! Оборудование только по сторонним грантам, ПО никакого, комплектования нет второй год (сами знаете, всё ушло на НЭБ), только подписка. Примерно такая картина по муниципальным библиотекам по России в целом. Так что отсутствие электронных каталогов на сайтах - не вина библиотек (они бы рады, ведь в локальной сети они есть), но беда их.

      Удалить
    4. Но ведь сайты есть. ЭК есть. Соединить одно с другим и будет больше счастья :)

      Удалить
    5. Я плохо понимаю в этих компьютерных делах, но наш каталог раньше стоял на сайте Дома Учителя, потом что-то произошло... Теперь компьютерщики уверяют, что еще раз на сайт выставить не получается. Надеюсь на нового инженера-программиста, который недавно к нам в Дом Учителя пришел работать, но пока, к сожалению, пауза...

      Удалить
    6. Какой ЭК используется?

      Удалить
    7. Для доступа через Инет к нему должен быть в комплекте модуль "Эйдос"

      Удалить
    8. Будем разбираться. Спасибо!

      Удалить
  3. Узнайте в Библиотечно-информационном центре ИРО, с помощью какой программы выставляют свой каталог и небольшую часть вашего каталога

    ОтветитьУдалить